?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Дадим себе передышку, нефть и геополитика материя скучная, так что попробуем развлечь себя, а чем развлечёшься больше, чем поиском сокровищ. Мы все когда-то понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так что приводилось нам не только вполглаза смотреть мультфильм, но даже и читывать запоем "Treasure Island" и каждый из нас, даже если он был не английским мальчиком, а русской девочкой, становился, пусть и на минутку, Jimом Hawkinsом.

А где проныра Джим, там и Длинный Джон Силвер, помните такого? А Капитана Флинта, зелёного попугая, сидевшего на плече пирата Серебряного? А parrot's cry, куда от него деться?

"Pieces of eight! Pieces of eight!"

Piece of eight это старинная испанская серебряная монета, peso de ocho, номинацией в восемь риалов, в русском переводе pieces of eight превратились в пиастры, ну а мы проделаем обратную операцию, это будет нетрудно, ведь у нас всё сходится, и серебро и риалы.

Начнём мы, чтоб она нам в дальнейшем не мешала, с немецкой подлодки U-859.

Отправив на дно "Джона Барри", командир U-859 Kapitänleutnant Йоханн Йебсен (хорошая фамилия у человека была, лучше, чем у Ибсена) лёг курсом на зюйд-ост, и сделал он так потому, что если была секретная миссия у "Джона Барри", то была миссия не менее секретная и у U-859. Совпадение? Да совпадение, конечно. В этой истории совпадений множество, и если некоторые из них только притворялись совпадениями, то данное совпадение было просто совпадением. Немцы во время войны снабжали японцев множеством вещей разной степени полезности, в том числе и такими остро необходимыми в крестьянском хозяйстве гаджетами как образцы последних моделей немецких самолётов, реактивные двигатели и материалы для японской ядерной программы. Перевозкой занимался главным образом немецкий подводный флот и в нашем случае миссия U-859 состояла в доставке в расположенный в оккупированной японцами Малайе Пенанг 31 тонны ртути. Зачем? Не знаю, будем считать, что японцы захотели измерить температуру китайцам и им понадобилось много-много градусников. (Согласно послевоенным сплетням, кроме ртути на U-859 имелись ещё и какие-то расщепляющиеся материалы.)

1 сентября 1944 года находившаяся в трёхстах милях к северо-востоку от Сокотры (это примерно на полпути между Аравийским полуостровом и Индией) U-859 потопила подвернувшийся под руку английский пароход "Троилус", тащивший в Ливерпуль тяжкий груз в виде кокосового масла, чая и копры, после чего Йебсен решил, что подвигов с него достаточно и, более ни на что не отвлекаясь, направился прямиком в пункт назначения. Отметим одно обстоятельство - он торопился.

U-859 была последней модификацией океанских лодок IX-й серии - IXD2, эти лодки помимо увеличенного водоизмещения отличались очень высокой надводной скоростью - свыше 20 узлов, однако это преимущество было использовано Йебсеном только на последнем отрезке маршрута, когда вверенная ему лодка, презрев опасность, всплыла и шла на максимальной скорости (до этого, особенно во время прохождения U-859 Атлантикой, немцы шли в погружённом состоянии либо под шноркелем сперва 23 часа в сутки, а потом время нахождения на поверхности было вообще сокращено до 15 минут).

Йебсен сбросил скорость только на подходе к Пенангу, ожидая высланный навстречу японский эскорт, который должен был провести его в бухту. Получившие от Йебсена радиограмму японцы уже даже выстроили на пирсе военный оркестр и местных женщин с цветочными венками. Однако ни капитан немецкой подводной лодки, ни японцы не подозревали, что о подходящей к цели U-859 было известно не только им.

23 сентября 1944 года шедшая в надводном положении и находившаяся всего в 23 милях от Пенанга U-859 получила торпеду в бок от поджидавшей её английской подлодки "Тренчант", которой командовал Артур Хезлет:



Сидевшая в засаде "Тренчант" выпустила три торпеды с дистанции 500 метров и одна из торпед угодила прямохонько под рубку U-859. Немецкая подлодка немедленно затонула. Глубина в тех местах небольшая, Йебсену недаром понадобился эскорт для прохождения фарватером и U-859 легла на дно, находившееся всего в 50 метрах от поверхности, и это счастливое обстоятельство позволило спастись двадцати членам экипажа из шестидесяти семи. Заметив в воде оранжевые жилеты, Хезлет отдал команду на вслытие и до того, как на сцене появился японский эсминец, "Тренчант" успела подобрать одиннадцать человек. В числе двадцати спасшихся девятнадцать были рядовыми моряками. Единственным спасшимся офицером был судовой инженер Хорст Клятт, которому незадолго до того исполнился двадцать один год, что, живи он в Америке, давало ему право на беспрепятственную покупку и утоление жажды банкой пива, но бедняге, вокруг которого плескался океан, наверняка было не до этого.

Как бы то ни было, но Клятту в отличие от капитана и остальных офицеров было не суждено утонуть, и он и в самом деле не утонул. Ну, а тем, кому не суждено утонуть, обычно уготована другая судьба. Через двадцать девять лет, в 1973 году пятидесятилетний Хорст вернулся в Пенанг. И вернулся не один, так как он возглавлял операцию по попытке проникнуть на затонувшую U-859. Экспедиция финансировалась правительством Федеративной Республики Германия, в чём не было ничего удивительного, всем приятно почувствовать себя искателями сокровищ, а тут была затонувшая лодка и ушедший под воду груз. Экспедиция увенчалась успехом, если считать успехом поднятые двенадцать тонн ртути и что там ещё искали немцы и что ещё им удалось поднять. Или не удалось. Это не известно никому кроме разве что Хорста Клятта, а он свой кладоискательский пыл утолил вполне, в конце концов ртуть недаром называют быстрым серебром, так что кому пиастры, кому риалы, а кому и ртуть. Как там пишут на вымазанных дёгтем воротах, "каждому своё"?

Подобьём промежуточный итог.

Что мы имеем интересного на данном этапе? Интересного мы имеем вот что: английская лодка "Тренчант" сидела в засаде и поджидала свою жертву, и поджидала не наобум, а потому, что, как гласят скупые слова отчётов, - Trenchant was positioned to patrol off the Penang North Channel due to ULTRA code breaking information.

ULTRA - это название тайной операции англичан, позволившей им взломать немецкий код и читать зашифрованные немецкие радиограммы. Поскольку тема эта трудноисчерпаема, то углубляться в неё мы не будем, желающие могут ввести в поиск волшебные слова Ultra, Enigma, Bletchley Park и наслаждаться уловом. Если очень коротко, то немцы шифровали свои радио- и телефоно- граммы при помощи шифровальной машины Энигма, а англичане не только сумели код раскрыть, но они ещё и создали свою дешифровальную машину Colossus, бывшую первым компьютером, который давал возможность англичанам читать расшифрованные послания немцев в рельном масштабе времени и ещё до того, как они достигали адресата.

Так вот всё, что объединено под названием Ultra, было одним из самых больших государственных секретов того периода жизни человечества, который мы уже привычно называем Второй Мировой Войной. И этот секрет хранился пуще ока, хранился до такой степени, что англичане зачастую поступали во вред себе, лишь бы не позволить немцам заподозрить, что они читают немецкий код. И вредили англичане сами себе потому, что благодаря Колоссу они знали дислокацию немецких "волчьих стай" в Атлантике и это знание было важно, как важна сама жизнь, потому что атлантические конвои не позволяли оборваться ниточке, на которой Англия висела над пропастью.

И, скажем, то, что они пошли на риск расрытия секрета такой степени важности в случае с потоплением U-859 говорит о том, что им нужно было потопить её во что бы то ни стало. О том же говорит и то, что капитан "Тренчанта" Хезлет был награждён орденом Distinguished Service Order - орденом "За выдающиеся заслуги". Но есть тут и кое-что ещё - если англичане отслеживали маршрут U-859, то они знали где она находилась 28 августа 1944 года, как знали и об изменении маршрута. А ведь Йебсен, обогнув Мыс Доброй Надежды, не направился прямиком к Малайе (замечу, что такой маршрут был ещё и в не пример безопаснее), а проскользнул между Мозамбиком и Мадагаскаром и за каким-то чёртом пошёл прямо на север, к Аравии. По всему выходит, что он получил приказ и сделал крюк в несколько тысяч километров, и для того, чтобы такой приказ отдать, уже у немцев должна была быть очень веская причина. И причина эта называлась "Джон Барри".

Между прочим (ещё одно между прочим), за несколько дней до того как была потоплена его лодка и за несколько дней до того, как погиб он сам, а именно 19 сентября 1944 года, всё ещё находившийся в походе Йоханн Йебсен был награждён орденом - Das Deutsche Kreuz, "Золотым Немецким Крестом". Такими орденами Германия не разбрасывалась. За что Йебсен его получил? Уж наверняка не за потопление "Троилуса", золотые кресты не дают за то, что на дно отправилось несколько бочек с кокосовым маслом.

продолжение следует

Институт изучения проблем Ближнего Востока


free counters

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger