nicshe2003_ Бузков Кирилл (nicshe2003) wrote,
nicshe2003_ Бузков Кирилл
nicshe2003

Надличностные ценности

Может показаться удивительным, но похоже на то, что до сих в аксиологии, "подфилософской" науке о ценностях, не было выделено и не существовало самого понятия ценностей личностных и надличностных. Впрочем, эта подробность может интересовать только профессиональных изучателей философии.
Ценность -- это то, чего человеку хочется, чем он стремится обладать, чему придает значение, что ему нужно, от чего он получает любого рода удовлетворение, ради чего согласен добровольно трудиться, преодолевать
препятствия и терпеть неудобства. Дорожит этим, неравнодушен, имеет в виду, не отмахивается.
Подразделов здесь куча: ценности моральные, социальные, материальные, физиологические, психологические, можно набрать еще. Деньги, слава, власть, здоровье, любовь, покой, уважение; добро, честность, благородство; приключения, познание, творчество. И т.д.
Личностные ценности -- это чтобы личности было хорошо. Отношение к ним потребительское. Это человек хочет и делает во имя себя самого. Можно перечислить:
материальные блага;
физические и физиологические;
чувственные (разнообразно);
социальные (карьерные);
престижные;
профессиональные;
эстетические;
творческие;
интеллектуальные,
-- можно выделить больше, можно каждый пункт развернуть, но все и так понятно.
Эти ценности (вещи, занятия, качества, достижения) обогащают жизнь, разнообразят ее, украшают, делают полнее и лучше, интереснее. Но. Но. Жизнь дороже них. Ориентация на них -- или эгоистична, направлена на себя и для себя, -- или вторична, является средством для достижения большей (субъективно) ценности: сколотить миллион и совершить подвиг -- чтобы добиться любви и славы.
Личностная ценность находится в подчиненном отношении к жизни индивидуума. Она для жизни, а не жизнь для нее. Во главу угла поставлены счастье и благополучие индивидуальной личности. Ради личностной ценности можно пожертвовать даже многим, но в результате тебе все равно должно стать лучше и благополучнее.
Но есть ценности, которые жизни конкретного индивидуума могут противоречить. Вопрос: что это за ценности, и второй вопрос, более существенный -- на фига такие ценности человеку нужны?
Есть надличностные ценности биологического порядка -- видовые, групповые, семейные. Кабан-секач выходит навстречу хищнику, чтобы защитить семью со своим потомством, самцы-шимпанзе бросаются на тигра, если это поможет скрыться стаду с детенышами. Короче -- вооруженный самец готов пожертвовать собой в борьбе с врагом, чтобы его семья (род, племя, вид, генофонд) продолжилась. Тут все просто и целесообразно. Жертва собственной личностью ради выживания вида. У человека то же самое. Понятнее всего -- мать жертвует собой ради детей. Дети как надличностная ценность. Но есть ценности куда менее внятные, целесообразность которых так просто не просматривается.
Любовь. Вот две семейные пары, идиллически ладящие. И вот злой рок (измена, охлаждение, катастрофа, война, преступление) их разлучает. Один муж (берем мужчину как более активную сторону) огорчается сильно, переживает, утешается, женится на другой и живет с ней не хуже. Другой сходит с ума, смириться не может, убивает ее, или вешается сам, или то и другое. Или горюет всю жизнь бобылем, предаваясь воспоминаниям. Поведение первого целесообразно, второго -- отнюдь. А ведь именно его чувство оказалось
сильнее, именно он любил. Пока все было благополучно -- разнице в силе чувства не в чем было проявиться. Разница высветилась в экстремальной ситуации.
В первом случае -- жизнь главнее любви, любовь в нее входит как хорошая, желаемая, комфортная, важная ценность -- составляющая. Во втором -- любовь получается главнее жизни, дороже, жизнь подчинена ей. В первом человек любит ради себя, себе во благо, во втором уже как бы и не известно, во имя чего: эта некая абстрактная "любовь" оказывается ценнее его жизни, стоит выше интересов собственно его личности.
И вот в этом втором случае человеку склонны многое прощать. И даже складывать о нем легенды, баллады и мифы. И в некоей табели о рангах ставят его безоговорочно выше первого. Ибо у него есть то, чего у первого нет.
Высшая ценность, которая выше жизни. По сравнению с ним -- первый недочеловек. Обделили его боги высокой душой. Любящий готов на все на свете. Уподобляющийся любящему ~ не готов.
Чувство не то, стимул не тот -- ценность не та. Любящий крупнее, сильнее, значительнее, перевернет горы и пожертвует собой. Может быть слаб, неказист, неумен -- но нутром крепок.
Нелюбящий ограничен объемом своей шкуры. Любящий не ограничен ничем, кроме предела всех своих возможностей, и этот предел может отодвигаться любовью удивительно далеко. Нелюбящий есть не более, чем он сам. Любящий есть более, чем он сам. Он подстегнут и причастен к большему, чем он сам. Да он существо более высокого порядка. Он первосортен по сравнению с второсортным, который не способен так
любить. Его уважают и ему завидуют. Даже если жалеют и посмеиваются. В его жизни больше горя, но и счастья может быть больше. Он являет свое превосходство. Он обладает ценностью большей, чем он сам.
Предательство. Предателей используют, но не уважают -- а почему, собственно? Мало того, что он, допустим, принес много пользы -- он может быть храбр и силен; и более того -- он мог предать своих по убеждению, а не
из шкурных интересов. И все равно -- клеймо.
Предатель "отстегивается" от своей системы, с которой был связан -- присягой, честью, клятвой, кодексом:
доверием. Система имела его за часть себя, и он таковой частью являлся. Человек системы больше себя самого и имеет ценности дороже себя самого со своей единственной жизнью. Предав, он являет: я не таков, я индивидуал, ваших системных ценностей у меня нет. И тут же и тем самым обнаруживается как человек второго сорта.
Предатель не обладает надличностной ценностью -- нот у прочих в обеих армиях она есть, а у него нет. Поэтому врага можно ненавидеть, но и уважать -- а его нет, и даже самый зачуханный солдатик может коситься на него с презрением.
Отсутствие надличностной ценности умаляет человека. Надличностная ценность означает обладание большим, чем собственно твоя жизнь. Если личностная ценность -- составляющая жизни, то жизнь --
составляющая надличностной ценности. Жизнь выступает в подчиненном отношении к надличностной ценности. "Нечто" оказывается выше, дороже, ценнее жизни -- хотя вернее сказать, что с жизнью оно, конечно, неразрывно, но и жизнь-то воспринимается как данная для того, чтобы сделать, достичь, обладать этим "нечто".
Вариант: вот два юноши жаждут денег и славы и решают стать писателями. Выражаясь бытовым языком, "решают попробовать свои силы в литературе" -- но это пошлое выражение применимо только к тому, кто готов Бросить это занятие, если не получается. Не так уж больно и нужно. Можно стать телезвездой, или
банкиром, или менеджером. Могут быть удачи, они приносят удовлетворение, они так обогащают жизнь, и вообще это интересное занятие, и "писателя-раз" не покидает чувство удовольствия от того, как он интересно и неплохо живет. Литература для человека, а не наоборот.
Второй упирается рогом. Неудачи ему нестерпимы. Он готов пахать как карла, что и делает. Прочие ценности отступают на второй план. Он гробит здоровье и проигрывает в деньгах. Он не согласен писать абы что ради успеха, он жаждет довести творчество до уровня некоего представляемого им себе идеала. Он говорит себе: "Сделаю или сдохну". Если он полагает, что написал то, что хотел, никакая критика его самооценки не поколеблет. И оказывается, что не литература для него, а он для литературы, и он не просто занимается
делом, оказавшимся любимым, но и, выражаясь высоким штилем, служит этому делу. Самое забавное, что у первого может получаться иногда даже лучше, чем у второго. Но ценности у них разного порядка: личностная и надличностная. Старое "любить искусство в себе, а не себя в искусстве".
Но искусство относится к тем вещам, которые забирают человека целиком, а дело любит профессионалов, и практически всегда, практически всегда добравшийся до вершин человек обнаруживает, что его дело стало для него надличностной ценностью. Он, может, и сам не собирался ему служить, но вот развил энергию и направил ее дальше и за пределы себя самого: стал больше себя самого, и вне своего дела как-то уже и сам себя не воспринимает.
Наличие надличностной ценности -- знак качества на человеке. Марка высокого дома. Она означает: этот больше, чем просто он, он лишь видимая часть ого-го чего. Если пытаться классифицировать, надличностные ценности могут быть:
семейные:
групповые;
национальные, государственные, этнические;
профессиональные;
религиозные;
общечеловеческие; -- к ним очень близки моральные;
творческие; -- они же в широком смысле созидательные.
То есть -- о-па: надличностная ценность -- это системообразующий фактор. Обладание ею подключает человека к системе и в систему -- будь то группа, народ, религия, наука или искусство. Не сам по себе, но часть целого. А в системе человек развивает большую энергию и больше делает. Обладание надличностной ценностью удовлетворяет потребности человека в максимальных ощущениях и максимальных действиях. Система -- она тебе нервишки напряжет и крутиться заставит -- на пределе твоих возможностей и за
пределами тоже. Идеал надличностной ценности -- это Бог. Всемогущий, всеблагой и всеобъемлющий, которого верующий причащается. Надличностная ценность -- это дело, которому ты служишь, если
выражаться самым простым образом.
Надличностная ценность -- это то единое с тобой, что больше тебя. Можно и так сказать.
Поиск смысла жизни ~ это, строго говоря, стремление обрести надличностную ценность высшего порядка. Человеку присуще стремление осознавать свою жизнь как часть чего-то большого, общего, безусловно
хорошего и нужного.
Самопожертвование -- показатель наличия надличностной ценности. Естественный вопрос: а если человек гробит себя, и осознает это, ради денег, барахла, личной карьеры? Переходит ли от этого личностная ценность в ранг надличностной? Бандюк идет под дулю конкурента ради дохода -- это что, стремление к надличностной ценности? Нет -- профессиональный риск. Рассчитывает все же и на жизнь с удачей, и на бабки. А вот благородный мститель, идущий под пулю бандюка без всякой корысти, а из чувства и идеи,
надличностной ценностью обладает: справедливости жаждет. Надличностная ценность может приносить житейскую выгоду, но не может быть предметом потребления. Ты для нее, а не она для тебя. Казалось бы так. Хоп: банкир пашет по пятнадцать часов в сутки, служа своему капиталу, и умирает от инфаркта, если банк лопнул, хотя деньги на жизнь у него остались. Личностная ценность достигает силы и уровня надличностной.
И что это доказывает? Что человеку потребны надличностные ценности, и за их отсутствием он поднимает до их значения личностные. Потому что в общем твои бабки никому, кроме тебя, хорошего не приносят.
Если тебе нечему служить -- ты будешь служить тому, что должно было служить тебе. И смысл это будет иметь только для тебя, и ни для кого больше. Вот и прет бандюк под пулю. Основные функции надличностной ценности примерно таковы:
обеспечение максимальных ощущений;
стимул к максимальным действиям;
стимул к полноте самореализации и самоутверждения;
импульс к системообразованию.
Объединение в народ и государство, оформление общности религии и этики -- имеют психологическим основанием потребность человека иметь нечто большее, чем нужно для личного потребления, что позволит ощутить и осознать себя как часть единого общего: это дает человеку ощущение своей силы и значимости большее, чем он может иметь "сам по себе". Тогда он воспринимает собственную жизнь не как конечное индивидуальное, но как неотъемлемую часть мощного и бесконечного общего потока. То, что происходит с другими и то, что будет происходить после него, начинает иметь к нему кровное и прямое отношение.
Следует упомянуть также о всевозможных табу -- отрицательных, негативных надличностных ценностях, без которых невозможно структурирование никакого социума.
Размывание, ослабление, уменьшение надличностных ценностей говорит о снижении энергетики этноса и угасании. Подъем их -- соответственно о подъеме этноса: патриотизм, фанатизм, самопожертвование, экспансия -- объединяют народ и гарантируют завтрашние успехи.
Надличностная ценность представляется главным психологическим показателем социальных процессов.

 

Tags: философия . Кассандра
Subscribe
promo nicshe2003 january 2, 2011 19:22 93
Buy for 100 tokens
06 декабря 2010. Губернатор южного Синая Мухаммед Авад аль-Фадиль Шуша заявил в интервью одному из местных интернет-изданий, что акул-людоедов, нападающих на туристов у берегов Синая, вероятно, запустила израильская разведка «Моссад». С этого все и началось. Пришлось раскопать эту историю и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment